Сайт scooter-tronix.ru ориентирован на скутеристов-любителей. Материал сайта понятен и полезен тем, кто только начинает пользоваться скутером и сталкивается со всевозможными вопросами и проблемами в отношении периодического обслуживания, ремонта, устройства скутера. Рано или поздно любой скутерист задумывается и на тему тюнинга своего коня. Если же вы как скутерист уже имеете достаточный опыт, и желаете дополнить этот сайт ценными советами и мыслями, милости просим
поделиться
.
Задача редуктора скутера состоит в том, чтобы передавать вращение с ведомого шкива вариатора на заднее колесо. Первое передаточное отношение проходит прямо через вариатор. Вариатор достигает своего конечного отношения (ремень впереди выходит на внешний радиус) при вращении ведомого шкива около 5 раз за вращение коленвала (при 10000 об/мин двигателя, таким образом 50000 вращений шкива). Предположительно, если бы колесо сидело на ведомом шкиве, то колесо должно было бы при каждом зажигании (соответственно вращении коленвала) совершать 5 полных вращений. Получилось бы такое длинное отношение, которое мотор не смог бы потянуть. Таким образом значение редуктора становится очевидным: передавая крутящий момент с ведомого шкива на заднее колесо, он уменьшает скорость вращения. Во сколько раз? На разных моделях скутеров это число может немножко отличаться, но оно всегда близко к 12, напрмер на Yamaha Aerox, если быть точным, - 12,28, а на китайце Baotian Tanco 50 около 11,3. Это означает, что на один оборот заднего колеса приходится 12,28 и 11,3 соответсвенно оборотов ведомого шкива.
Шестерни редуктора находятся в закрытой емкости в задней части картера скутера. Емкость заполнена маслом, поэтому прежде, чем октрывать крышку, масло необходимо слить.
Механизм редуктора скутера разделен на ПЕРВИЧНУЮ (шестерни 1 и 2) и ВТОРИЧНУЮ (шестерни 3 и 4) передачи. Первичная или вторичная передачи состоят всегда из двух шестерней - большой и маленькой. Разделив число зубцов ведущей шестерни на число зубцов ведомой шестерни, мы получаем передаточное отношение передачи. Например, маленькая и большая шестерни первичной передачи (1 и 2) Yamaha Aerox имеют 13 и 52 зубца соответственно. Понятно, что ведущей в данном случае является маленькая шестерня, поэтому отношение передачи будет равно 13/52, или 1:4, если поделить числитель и знаменатель на 13. Для нас это означает, что на четыре оборота ведущей (маленькой) шестерни приходится лишь один оборот ведомой (большой). Зная размеры шестеренок вторичной передачи (3 и 4) того же Yamaha Aerox - 14 и 43 и действуя аналогично, получаем отношение 1:3,07. Теперь осталось лишь перемножить полученные отношения 1:4 и 1:3,07, чтобы получить итоговое отношение редуктора Аэрокса 1:12,28 - о нем говорилось в самом начале.
Чем меньше значение передаточного отношения, тем длиннее передача. Например (для первичной передачи), 1:4,2 - короткая передача; 1:3,15 - средняя передача; 1:2,73 - длинная передача; 1:2,11 - очень длинная передача.
Абсолютно безразлично, с помощью какой передачи - первичной или вторичной - изменять итоговое отношение редуктора. На скутерах, подготовленных к соревнованиям на основе поршневых High-End иногда заменяют даже обе передачи.
Зачем удлиннять передачу?
Одно дело - иметь большую мощность, а другое - ее реализовать. На стандартном моторе скутера удлиннять передачу нет никакой необходимости: произодителем подобранно отношение редуктора, позволяющее оптимально реализовать мощность мотора. Однако при тюнинге силового агрегата пиковая мощность порой увеличивается в два-три раза. Тут не обойтись без вмешательства в трансмиссию.
Дело в том, что все двигатели внутреннего сгорания работают лишь в определенном диапазоне оборотов. Выше этого диапазона сила двигателя - крутящий момент - очень быстро падает. Причем с такой скоростью, что быстро падает и мощность (которая фактически определяется произведением момента на обороты). Особенно это касается тюнинговых моторов (красная кривая на диаграмме).
Как видим, при 10000 об/мин тюнинговый мотор развивает 7 лс, а уже при 11000 об/мин - всего 2. Если на тюнинговом моторе оставить передачу стандартной, то прирост максимальной скорости будет достигаться только за счет роста максимальных оборотов. При этом главное преимущество - прирост крутящего момента за счет увеличения объема - остается нереализованным, так как это возможно лишь с помощью модернизации трансмиссии.
Тем, кто не очень хорошо знаком с взаимосвязью мощности, крутящего момента и оборотов двигателя, должен помочь в понимании следующий пример. Машина с механической коробкой никогда не разгонится до максималки на первой передаче, так как двигатель не раскрутится выше определенных оборотов. На первой передаче избыток крутящего момента расходуется на тяговые свойства: Вы можете ехать в очень крутую горку с до отказа набитой машиной, а можете ехать с горки без пассажиров и багажа, но скорость будет одинаковой. Более длинная передача ограничивает Ваши возможности по форсированию подъемов, зато по ровной дороге Вы можете ехать значительно быстрее.
Итак, необходимость в удлинении трансмиссии при тюнинге силового агрегата становится очевидной. Но это не совсем верно, что чем длиннее выбрана передача, тем быстрее поедет скутер, или другие подобные утверждения. Если использовать чрезмерно длинную передачу, то двигателю не будет хватать крутящего момента, чтобы развить максимальные обороты. В этом случае говорят, что двигателю не может вытянуть длинную трансмиссию. Теперь становится понятным, почему удлиннение передачи на стандартном моторе бессмыссленно. Одним словом, длина передачи должна соответствовать возможностям двигателя.
Насколько удлиннять?
Поршневая Sport 70сс в сочетании с правильно настроенным 17,5 mm карбюратором имеет достаточно момента, чтобы можно было удлинить передачу на 12-20%. На поршневых класса Racing - еще немного больше. Обратите внимание на то, что чем длиннее передача, тем соответственно меньше разгонной динамики, так как момент на заднем колесе при разгоне уменьшается. Многие производители дают уже готовые рекомендации отношения, однако, как показывает практика, они не всегда соответсвуют требованиям конкретного владельца, поэтому следует отнестись к выбору отношения внимательнее. Чтобы понять, на сколько процентов удлинится передача, Вам нужно посчитать отношения стандартной и тюнинговой передачи. Рассмотрим опять пример с Аэроксом: родная вторичная передача у него имеет отношение 1:3,07. Top Performances предлагает вторичную передачу для этого мотора с соотношением зубьев 16/41, чему соответствует отношение 1:2,56. Теперь делим передаточное отношение тюнинговой передачи на отношение стандартной, вычитаем результат из единицы и умножаем на 100%. Получаем удлинение передачи в процентах.
Итак: (1 - (2,56/3,07)) x 100% = 16,62%.
Прямые или косые зубцы шестерен?
Большинство производителей предпочитает прямые, они лучше передают усилие и приводят к менее значительному нагреванию за счет меньшей площади трения. Однако шестерни с косыми зубцами работают значительно тише.
Масло для редуктора скутера
Для редуктора подойдет любое автомобильное трансмиссионное масло вязкостью по SAE 80W80; 85W85 или 75W75 и с индексом качества по API GL-4, GL-5.
Как и в моторе, тут лучше отдать предпочтение "синтетике" или "полусинтетике" известных фирм. Задний редуктор - агрегат достаточно "напряженный" и его поломка полностью выводит скутер из строя. Причем происходит это, как правило, вдали от дома. Замена масла обычно рекомендуется через каждые 5 тыс. км пробега скутера или один раз, в начале сезона.
Экономить на редукторе не стоит, одной литровой фляжки масла хватит почти на всю "жизнь" скутера
Использован материал с www.revout.ru, "Экспо-СКОН"
Вот только непонятно _________________________ Обратите внимание на то, что чем длиннее передача, тем соответственно меньше разгонной динамики, так как момент на заднем колесе при разгоне уменьшается. _________________________ не уменьшается она динамика эта она уменьшится только если обороты двигателя упадут а разве они падают? вареатор всегда держит одно количество оборотов Все зависит от чего от оборотов колен вала и колеса какая разница с какой скоростью у тебя крутятся промежуточные механизмы - вариатор редуктор увелич с помощью вариатора обороты двогателя и все если сильно увеличеть предачу просто варик может это не сгладить и только при старте мощность может быть низкой
Прошлым летом поставил на свой такт-24 атену-75сс,Варик и ремень-дайтона,жиклер топливный увеличенный,Конечно получилась ракета.Скорость увеличилась с50 до 90км\час.Стало просто страшно накручивать газ сместа-козла ловил даже вдвоем легко.Расход 6на100.Редуктор Месяц повыл и сдох.Сейчас хожу пешком.Вопрос:Стоит ли такие бабки тратить на2-3месяца удовольствия!Масло лил Мотюль scooter power.а оно тоже не дешевое,
А вопрос ко всем:У движка AF-18E 1и2 шестерни прямозубые или косозубые?И как мне открутить гайку на колоколе сцепления,ведь зубья накрылись и вал обходиться.ЗаранееСПС
Серый,Крым . есть специальный инструмент для съёма колокола сцепления имеет форму элипса и затягивается болтами по бокам зажимая колокол . Но вот хде его взять я ума не преложу((((
Мне удалось его снять ключом для снятия дисков от болгарки (имеет схожие выступы). Так что рекомендую походить по хоз. магазинам - может какой и подойдёт.
После некоторого времени езды(10-15 минут)слышится хруст в районе заднего колеса,но хрустит только под собственным или иным весом,стоя на центральной подножке колесо вращается свободно,без особых звуков,вот думаю что-то в редукторе значит...не подскажите что именно?
Привет всем! Замечательная статья, но как подобрать шестерни для моего Stela Arrow 50 Benelly мне не понятно(((. После тюнинга стал просто ракеа, крутящий момент - бомба!!! Но, уменьшилась максималка с 105-и до 90 км/ч по GPS. Начали 150 кубовые 4-х тактники обгонять((( С нетерпением жду совет по шестерням.
#1
антон
04 Марта 2010 21:26
я ни хера не понял