”стройство скутера ќбслуживание скутера –емонт скутера “юнинг скутера ѕƒƒ и скутер ћоторынок —оветы √лавна€
—айт дл€ тех, кто
исповедует скутеризм.
ќбслуживание скутера. ”стройство скутера. –емонт скутера. “юнинг скутера. ѕолезные советы скутеристу.
”стройство скутера ќбслуживание скутера –емонт скутера “юнинг скутера ћарки скутеров ¬ыбор скутера

Ћовушки мегаполиса дл€ начинающего на Ђтабуреткеї
ѕолезные советы скутеристу
„ертЄж съЄмника вариатора
'“ревожный чемоданчик' скутериста
ѕроблемы со скутером
—ловарь технических терминов
—ловарь скутериста
—тепень сжати€, компресси€ двигател€, и октановое число
ћасло дл€ двух- и четырехтактных двигателей
ћаркировка шин, таблица индексов скорости и нагрузки шин
ќпережение зажигани€ скутера
—хема простейшего коммутатора, без электронного опережени€
 авказский впрыск
Ёлектроскутер ?
»стори€ скутера
—ветодиодна€ подсветка на скутер
Ўлем, очки и контактные линзы
”чебник по выживанию дл€ мотоциклистов

»сточник: ∆урнал "ћото", »ван  сенофонтов

Ћовушки мегаполиса дл€ начинающего на Ђтабуреткеї

ќн как юнец гон€ет по ћоскве на скутере. » не мечтайте его Ђсделатьї Ц не выйдет. » это тот, чьи дети вот уже несколько лет как Ђподселиї на Ђполтинникиї... ƒл€ тех молодых читателей Ђћотої, кто не знает, кто таков »ван  сенофонтов: он лет тридцать ездит на мотоциклах (каких только не было!), главным образом, внедорожниках. ћастер спорта, самый именитый и, пожалуй, интересный мотопутешественник –оссии, это под его эгидой команда Ђћотої въехала на Ёльбрус.

√ород Ц Ђполе бо€ї. «десь схлестнулись легковушки и грузовики, автобусы и троллейбусы, велосипедисты, скейтбордисты, скутеристы... ј потому нужно овладеть навыками выживани€ в потоке машин.

¬ напр€женном городском трафике не все равно, на каком вы скутере. —корее всего, удивлю: в неопытных руках Ђспокойныйї аппарат с 4-тактным мотором коварнее Ђзар€женногої 2-тактника.

ƒело в том, что во многих ситуаци€х важно динамично тронутьс€ или резко набрать скорость Ц чтобы зан€ть безопасную позицию или перестроитьс€ в соседний р€д. Ўустрый Ђполтинникї при разгоне способен обогнать, скажем, троллейбус и встать впереди и правее его, в€лый же с мотором 4“ (еще хуже, если в нем не настроен вариатор) будет вынужден следовать р€дом с электрической махиной, а по другую руку Ц с автомобил€ми... «арубите на носу: если ваш скутер бессилен разгон€тьс€ до 60Ц65 км/ч, ездить на нем в большом городе означает сильно рисковать. ”правл€ть машинками маломощными или с Ђкастрированнымиї моторами, не способными двигатьс€ быстрее 45 км/ч, лучше в спокойных дачных поселках.

Ќовички спрашивают продвинутых товарищей: где самое безопасное место на дороге? “е шут€т: ЂЅезопасно дома на диванеї. ј если серьезно, место расположени€ на забитой машинами дороге (слева, посредине полосы или ближе к тротуару) зависит от ваших намерений и дорожной обстановки. ќцените дефекты дорожного полотна, увидьте выступающие или продавленные люки.  оварны полосы с содранным слоем асфальта Ц бывает, они образуют продольные бортики высотой до п€ти сантиметров или же Ђприподнимаютї люки. Ќа таких участках, не задумыва€сь, снижайте скорость, не вздумайте маневрировать.

¬ потоке машин не стоит ехать строго посредине полосы движени€. Ќельз€ исключить, что какой-нибудь с неправильными мозгами сосед справа или слева вдруг решит зан€ть вашу полосу, Ђвыжавї вас из нее. » потом, водител€м едущих впереди грузовиков и фургонов вас попросту не видно в боковые зеркала, а салонных у них нет. “ак что пользуйтесь всей шириной полосы, старайтесь Ђзасветитьс€ї во всех зеркалах соседей по потоку. » все равно держитесь от них подальше! –асположитесь так, чтобы обеспечить себе наилучший обзор. Ќапример, если впереди идущий автобус мешает смотреть налево, перекочуйте на левую часть полосы или вовсе сместитесь в левый р€д. ¬ообще-то, такой маневр ѕравилами дорожного движени€ не приветствуетс€, в них сказано, что водитель мопеда должен держатьс€ как можно ближе к тротуару. ќб этом следует помнить, но в каждом конкретном случае на первом месте Ц забота о Ђсвоей шкуреї.

«алог выживани€ в мегаполисе сформулировать просто: умей предвидеть потенциальные опасности и успевай их предотвратить. »наче говор€, сознательно и настойчиво тренируйте в себе специфическую Ђдорожнуюї наблюдательность Ц она дает опыт. —кажем, вы об€заны предполагать, что из себ€ представл€ет водитель за рулем соседнего авто. ≈сли автомобиль отечественной сборки, с Ђколхознымї тюнингом и тонированными стеклами Ц это признаки человека с неадекватным воспри€тием мира: такие стрем€тс€ выпендритьс€ любыми средствами, даже если кому-то угрожают. ¬р€д ли байкер (Ђѕижон эдакий!ї) вызовет у такого прилив симпатий. »х водительский опыт скорее всего скуден, а техническое состо€ние экипажа плачевно Ц техосмотр, не сомневайтесь, эти типы покупают (в таком виде их автомобиль его не пройдет ни за что).

 ого еще стоит опасатьс€? ¬ыскажусь утрированно: дамочек на вылизанных иномарках-малолитражках, где заднее стекло завалено плюшевыми зайками. «а рулем эти девчонки либо кайфуют под музыку, либо болтают по мобильнику. ¬прочем, мужики с телефонной трубкой у уха не лучше.

¬от что € заметил и за что ручаюсь: скутеристов почему-то больше всего не Ђлюб€тї водители троллейбусов. ¬ид€т в них соперника Ц ведь у среднестатистического скутера динамика и Ђмаксималкаї примерно такие же, как у их рогатых мастодонтов. Ќе ждите от этих милости Ц будьте начеку! ≈сли их обгон€ете, создайте запас скорости и держитесь не менее чем на метр в стороне. Ќа перекрестке, если случилось остановитьс€ р€дом, лучше проедьте на пару метров вперед, а после динамичного старта держите Ђконкурентаї под контролем в зеркалах. ќчень часто водитель троллейбуса принимает вызов (и в нем живет гонщик!) и Ђгазуетї на полную, наплевав на то, что остановка совсем р€дом. ѕоравн€вшись с вами, он того и жди резко примет вправо к остановке, не задумыва€сь о судьбе маленького скутера...

Ќепредсказуемо ведут себ€ водители, приехавшие из других мест (читайте номерные знаки!). Ќо не сознательно (однако хрен редьки не слаще): они не знают города, разводку по полосам и расположение светофоров, и их внимание целиком поглощено поиском указателей улиц... ќчень опасны таксисты и Ђбомбилыї Ц эти имеют привычку метнутьс€ к Ђголосующемуї на тротуаре из третьего р€да, не взгл€нув в зеркало и не включив Ђповоротникї. ¬ы же можете физически отдалитьс€ от некоторых опасностей. ≈сли увидите, что грузовик впереди Ђмежуетс€ї, учебна€ машина движетс€ слишком медленно, такси слева замедл€ет и направл€етс€ к сто€щей на обочине дамочке, а с бокового проезда показалс€ нос автомобил€... —мените полосу, сбавьте ход или убирайтесь подальше с этого Ђминного пол€ї!

” езды в плотном потоке и свои Ђплюсыї: водители не Ђрыпаютс€ї (и рады бы, да некуда), заблаговременно включают Ђмигалкиї, чтобы их пропустили в соседний р€д. «десь можете чувствовать себ€ поспокойнее. ќднако не расслабл€йтесь! ¬едь образуютс€ же и разрывы между машинами, и их возникновение спровоцирует дерзких любителей автослалома продемонстрировать свое Ђмастерствої. ј в запале могут не заметить маленький скутер в соседнем р€ду Ц и подрежут.

Ќе Ђвисите на хвостеї у едущих впереди: совсем не круто. Ђ√онка преследовани€ї утомл€ет (приходитс€ быть все врем€ начеку), к тому же легко Ђпрозеватьї на асфальте предмет-преп€тствие, который автомобиль пропустит между колесами, например открытый люк или кирпич.  огда увидите, что водитель впереди идущего авто без видимых причин маневрирует в пределах своей полосы, то, скорее всего, он как раз и объезжает инородное тело на дороге. ѕоследуйте его примеру: держитесь траектории Ђколеиї колес автомобил€.

«еркала и Ђповоротникиї вашего скутера должны быть под контролем посто€нно. ¬ыработайте привычку часто, примерно раз в п€ть секунд, отслеживать ситуацию по отражению в зеркалах. ѕровер€йте, не осталс€ ли включенным Ђповоротникї. Ќекоторые вообще не пользуютс€ Ђповоротникамиї Ц опасаютс€, что забудут их выключить. „то неправильно вдвойне. ѕомимо пр€мого назначени€ Ц оповещать других участников движени€ о своих намерени€х (поворотах, перестроени€х), оперирование ими дает психологический эффект. ¬одитель автомобил€, завид€, что скутерист исправно пользуетс€ мигающими сигналами, начинает относитьс€ к нему более благожелательно. » наоборот, вид мечущегос€ меж р€дами Ђдвухколесногої без предупреждени€ о маневрах или с забытым Ђповоротникомї вызывает злость. „астенько она ведет к нав€занному сражению за кусок асфальта. ƒогадываетесь, кто победит?



¬от и перешел разговор к важнейшему фактору вашего Ђвыживани€ї Ц нужно сделать максимум, чтобы быть увиденным. ќчень часто (более, чем в половине аварий), когда водитель автомобил€ сбивает того, кто на мотоцикле или скутере, он говорит: Ђќткуда тот вз€лс€? я его не видел!ї. ¬ самом деле, скутер невелик, даже с включенной фарой заметить его трудно. » потом, сейчас коллективна€ психологи€ автомобилистов такова, что скутер дл€ них Ц непривычный объект в трафике. ј некоторые из тех, что за рогатым рулем, еще и Ђмаскируютс€ї: не включают фару, одеваютс€ в неприметную глазу одежду. Ёто глупо! ¬ыезжайте на улицы не просто с включенным сто€ночным светом, а только со светом фары, лучше Ц с дальним, даже в светлое врем€ суток. Ѕайк держите чистым, сделайте его €рким, как и одежду. ќбращали внимание Ц бывалые водители, профессиональные развозчики специально надевают €довитых цветов жилеты дорожных рабочих Ц в них не заметить их невозможно.

≈стественно, указатели поворотов, звуковой сигнал и стоп-сигнал нужно содержать в рабочем состо€нии. ¬ некоторых ситуаци€х нелишне дублировать мигание лампочек жестами рук, например, при перестроении в левый р€д и при повороте/развороте. ƒвижение рукой сразу привлекает внимание, позвол€ет избегать недоразумений... ѕеред торможением, чтобы обострить внимание задних, мигните пару раз сигналом торможени€ Ц пульсирующий свет более заметен, чем гор€щий посто€нно.

»менно дл€ того, чтобы легко Ђпрошиватьї пробки, многие и покупают скутеры. ќднако не злоупотребл€йте навыками Ђмастера по щел€мї. ≈сли машины хоть медленно, но едут, наберитесь терпени€ Ц встаньте с ними в колонну. “олько когда они останов€тс€, можно аккуратненько ехать по междур€дью. Ќо только в случае, если уверены в своем чувстве габаритов скутера и не сомневаетесь, что не насшибаете зеркал, а то ведь на иных Ђтачкахї они сто€т столько же, сколько зеркала в Ёрмитаже.  стати, Ђпросачиваниеї между р€дами машин во многих странах запрещено и строго наказываетс€... ѕока у нас такой закон не введен, если вы готовы рискнуть, не стесн€йтесь страховатьс€ Ц выставл€йте ноги в резких поворотах. Ќужно понимать, во многом легкость маневрировани€ определ€етс€ конструкцией скутера Ц геометрией его рамы и вилки. “ак что, приобрета€ скутер дл€ города, оцените, насколько хорошо он Ђрулитс€ї.

–азвею миф: Ђвнезапных столкновенийї практически не бывает Ц аварию почти всегда можно предвидеть, если смотреть в нужном направлении и на нужный объект. ƒа, вокруг слишком много всего происходит одновременно. ќтсюда совет: учитесь раздел€ть потенциально опасные ситуации. ќбнаружить признаки надвигающегос€ ƒ“ѕ можно, равно как и предприн€ть предупредительные действи€. ƒержите палец левой руки на кнопке звукового сигнала, а пальцы правой Ц на рычаге тормоза. ≈сли этого не сделать, в экстренной ситуации, пока до него дот€нетесь, понадобитс€ полсекунды или даже больше. ѕолсекунды Ц совсем немного? Ќо за это врем€ на скорости 60 км/ч машинка проезжает 8Ц10 метров. »х хватит, чтобы врезатьс€ в автомобиль. ¬аш мозг должен посто€нно выстраивать варианты на случаи неожиданностей Ц или экстренно затормозить или интенсивно ускоритьс€, сманеврировать, протиснутьс€ в щель между машинами...

Ќо никогда не полагайтесь Ђна все стої на выбранный вариант Ц ситуаци€ может сложитьс€ непредсказуемо, вопреки логике событий. Ќапример, водитель машины впереди включил Ђповоротникї. —кутерист, едущий сзади, сочтет, что вот-вот Ђегої полоса освободитс€ Ц и он не снижает скорости и не уходит в сторону. ј оказалось, что у Ђмигающейї машины заглох мотор, передумал поворачивать водитель... —амое прискорбное, что в столкновении виноват будет скутерист.

≈ще одна типична€ аварийна€ ситуаци€. ¬ы едете позади автомобил€ Ц когда вдруг заметили не так далеко впереди на этой же полосе преп€тствие (остановилс€ автобус, участок ремонта полотна...). ќднако едущий впереди вас экипаж никак не показывает, что собираетс€ маневрировать Ц продолжает двигатьс€ по пр€мой. » вот тут не кто-то Ц действовать должны вы. Ќаивно же полагать, что водитель впереди вас остановитс€ в своем р€ду перед преп€тствием и помашет вам рукой Ц Ђпроезжай, парень!ї. —корее всего, в последний момент шоферюга резко крутанет руль, не взгл€нув в зеркало. ѕоэтому лучше загод€ и побыстрее увезти скутер в объезд преп€тстви€, причем с солидным боковым интервалом. » положив палец на кнопку сигнала!

 огда наберетесь опыта, изучите особенности самых частых своих маршрутов, все равно не расслабл€йтесь: знаки и разметку мен€ют без предупреждени€, на дорогу могут пролить масло, начать ремонт полотна, на асфальт из какого-то кузова свалитс€ пара шлакоблоков... —татистика свидетельствует, что немало аварий происходит именно вблизи дома водителей скутеров. ѕерекрестки же Ц те вообще Ђлобноеї место, где по статистике происходит примерно 2/3 всех мотоциклетных ƒ“ѕ и половина всех смертельных случаев среди байкеров. ћалоопытный может наделать на перекрестках кучу ошибок Ц осваивайте тактику проезда перекрестков. «десь наибольшую опасность (по статистике Ц треть ƒ“ѕ) представл€ет встречный транспорт, поворачивающий налево через вашу полосу движени€. Ќынешний российский водитель авто воспринимает маленький байк совсем не так, как, скажем, грузовик, и пытаетс€ проскочить пр€мо перед скутеристом. ¬ы, в лучшем случае, отскочив от лихача, врежетесь в обочину... Ќо ведь безумство наглеца можно было Ђпрочитатьї!

¬от Ђнародные приметыї того, что приближающийс€ по противоположной полосе автомобиль собираетс€ совершить левый поворот (помимо включенных Ђповоротниковї). ћашина практически наезжает на центральную, разделительную линию, замедл€етс€, ее капот слегка Ђклюетї на торможении, переднее колесо поворачиваетс€ в вашу сторону. Ётому просигнальте: стой и не рыпайс€! ≈сли он не рыпаетс€, вам не стоит снижать скорость Ц это может спровоцировать водител€ авто на рывок. Ќо Ђположить палец на курокї, то есть рычаги тормозов (а заодно Ц на кнопку сигнала) жизненно необходимо. » все равно просчитайте другие аварийные варианты. ¬озможно, машины на Ђвстречкеї сто€т давно, их водители уже взведенные, и кто-то Ђвдохновл€етї переднего на рискованный маневр гудками или тем же миганием фар. Ќервы у впереди сто€щего сдают, и он (а может, и у кого-то еще, в середине очереди) устремл€етс€ в Ђокної вам наперерез. “огда-то ваша готовность Ц Ђпалец на куркеї Ц и поможет.

 аверзы некоторых перекрестков в том, что на них могли только-только изменить знаки приоритета: посто€нно проезжающие здесь водители на знаки не смотр€т Ц по пам€ти уверены, что наход€тс€ на главной дороге. Ќикогда не исключайте такой возможности!

Ќа перекрестках со светофорами скутеристу каждый раз следует оставатьс€ настороже Ц если мигает зеленый свет или загорелс€ желтый. –еальность такова, что одни водители здесь тормоз€т, вторые, наоборот, прибавл€ют газ, а третьи, может, зазевались и не вид€т светофора. » еще: перед тем, как на перекрестке тормозить на желтый сигнал светофора, об€зательно посмотрите в зеркало Ц не зазевалс€ ли тот, кто едет позади.

» можете считать себ€ совсем опытным, если возьмете в привычку смотреть в зеркало и после того, как остановились, и будете готовы сорватьс€ с места, когда сзади кто-то приближаетс€ угрожающе быстро. ј при троганье со светофора не только подождите, когда загоритс€ зеленый, но и убедитесь, что по пересекающей ваш путь улице не несетс€ какой-нибудь ас. (ѕримечание от scooter-tronix.ru - Ёто предусмотрено ѕравилами, п. 13.8)

Ќе боюсь ошибитьс€, если стану утверждать: высока€ маневренность скутера когда-нибудь да спровоцирует на проезд перекрестков Ђпод прикрытиемї других машин. Ќо рассудите: дл€ водител€ Ђприкрывающейї вас машины едущий р€дом Ђдвухколесныйї может оказатьс€ в Ђмертвой зонеї зеркал. » без вс€кого злого умысла вдруг сделает непредсказуемый маневр. „то тогда?..

¬ообще-то, ѕƒƒ в чем-то правы, запреща€ скутерам совершать левый поворот на многополосных дорогах. ¬едь автомобили, что типично дл€ крупных городов, по всем полосам несутс€ с высокой скоростью, намного выше разрешенных 60 км/ч, и перестроение скутера в крайний левый р€д через этот поток чрезвычайно опасно. ѕоэтому не грех воспользоватьс€ Ђмопедными льготамиї, предусмотренными теми же ѕравилами движени€ Ц пересечь улицу по переходу вместе с пешеходами на их зеленый свет. » врем€ сэкономите, и так безопаснее. ≈сли даже инспектор вас остановит, то он будет в затруднении, за что вас оштрафовать: ведь водитель мопеда, ведущий за руль свой аппарат, приравниваетс€ к пешеходу и имеет право пересекать таким вот образом дорогу.  онечно, вы нарушите ѕƒƒ, если мотор оставите заведенным, а уж если следовали по переходу, сид€ на скутере Ц точно проигнорировали пор€док... ƒругое дело, на сколько за это нарушение штрафовать, инспектор не знает Ц нет на сей счет Ђтарифаї.

ƒругой способ безопасно попасть в левый р€д Ц остановитьс€ справа, дождатьс€, когда предыдущий светофор перекроет движение, а затем, как положено, включив Ђповоротникї, перестроитьс€. ‘ормально это Ц нарушение ѕравил. “ак что вариант с пешеходным переходом все же лучший.

 стати, будучи в  итае € наблюдал, как местные скутеристы за рулем пересекают улицы в плотном потоке пешеходов, и все воспринимают это за норму. √лавное Ц Ђне плевать в колодецї, не мешать, более того, не раздражать пешеходов. ¬ конце концов, вы на их законной территории.

» не сочтите мен€ занудой, но не устану повтор€ть: хотите оставатьс€ целым, не огорчать родителей и тех, кому вы дороги, Ц катайтесь в шлеме. (ѕримечание от scooter-tronix.ru - Ёто предусмотрено ѕравилами, п. 24.3)

Ћовушки мегаполиса дл€ начинающего на Ђтабуреткеї
ѕолезные советы скутеристу
„ертЄж съЄмника вариатора
'“ревожный чемоданчик' скутериста
ѕроблемы со скутером
—ловарь технических терминов
—ловарь скутериста
—тепень сжати€, компресси€ двигател€, и октановое число
ћасло дл€ двух- и четырехтактных двигателей
ћаркировка шин, таблица индексов скорости и нагрузки шин
ќпережение зажигани€ скутера
—хема простейшего коммутатора, без электронного опережени€
 авказский впрыск
Ёлектроскутер ?
»стори€ скутера
—ветодиодна€ подсветка на скутер
Ўлем, очки и контактные линзы
”чебник по выживанию дл€ мотоциклистов




© 2008 - 2015 скутер-клуб scooter-tronix.ru - Tronix Corporation Ltd.  ¬се права сохран€ютс€ —кутер “роникс || –азное || ќбзор сайта || јвтор