”стройство скутера ќбслуживание скутера –емонт скутера “юнинг скутера ѕƒƒ и скутер ћоторынок —оветы √лавна€
—айт дл€ тех, кто
исповедует скутеризм.
ќбслуживание скутера. ”стройство скутера. –емонт скутера. “юнинг скутера. ѕолезные советы скутеристу.
”стройство скутера ќбслуживание скутера –емонт скутера “юнинг скутера ћарки скутеров ¬ыбор скутера

Ћовушки мегаполиса дл€ начинающего на Ђтабуреткеї
ѕолезные советы скутеристу
„ертЄж съЄмника вариатора
'“ревожный чемоданчик' скутериста
ѕроблемы со скутером
—ловарь технических терминов
—ловарь скутериста
—тепень сжати€, компресси€ двигател€, и октановое число
ћасло дл€ двух- и четырехтактных двигателей
ћаркировка шин, таблица индексов скорости и нагрузки шин
ќпережение зажигани€ скутера
—хема простейшего коммутатора, без электронного опережени€
 авказский впрыск
Ёлектроскутер ?
»стори€ скутера
—ветодиодна€ подсветка на скутер
Ўлем, очки и контактные линзы
”чебник по выживанию дл€ мотоциклистов

—тепень сжати€, компресси€ двигател€, и октановое число

—тепень сжати€ двигател€

ƒл€ понимани€ принципов повышени€ мощности и эффективности двигател€ внутреннего сгорани€ необходимо знать, что такое степень сжати€, компресси€ и октановое число. ѕричем, не на уровне рассуждений, что 98-ой бензин более качественный чем 95-ый. Ќужно понимать, что октановое число само по себе не самоцель, а лишь один из факторов достижени€ наилучших эксплуатационных характеристик ƒ¬—.

ѕрежде всего давайте сразу внесем €сность и оговорим, что компресси€ и степень сжати€ — это совершенно разные вещи. —тепень сжати€ — это отношение между максимальным объемом цилиндра и минимальным. »ли, другими словами, отношение полного объема цилиндра (то есть объема цилиндра плюс объема камеры сгорани€) к объему одной лишь камеры сгорани€, , то есть это величина математическа€

ѕоскольку это отношение, называемое степенью сжати€, грубо говор€, есть отношение объема, который занимает смесь при ее подаче в циллиндр, к объему, при котором смесь воспламен€етс€, то давление, при котором воспламен€етс€ топливо, пропорционально этой величине. “о есть чем больше степень сжати€, тем больше давление воспламен€емой смеси.

ƒл€ лучшего понимани€ стоит отметить, что поскольку давление зависит не только от степени сжати€, но и от, например, давлени€ на фазе впуска, то давление воспламен€емой смеси может быть меньше у двигател€ с большей степенью сжати€.  ак? Ќапример, у турбированных двигателей степень сжати€ обычно меньше чем у атмосферных (почему так делают — станет пон€тно ниже), при этом давление у них на всех фазах существенно выше, поскольку уже на впуск смесь подаетс€ в сжатом состо€нии (в чем, собственно, и состоит их природа).

 омпресси€ — это, кстати, давление в конце фазы сжати€ - величина уже не математическа€, а физическа€. “о есть она почти равна тому самому давлению воспламен€емой смеси. ѕочему почти? ѕотому что смесь воспламен€етс€ всегда чуть позже или чуть раньше того момента, когда давление максимально.

Ёто «почти» определ€етс€ углом зажигани€, о котором мы, правда, сегодн€ говорить не будем. ƒостаточно лишь отметить, что он также нужен дл€ борьбы с детонацией, о которой ниже.

¬озвраща€сь к степени сжати€, посмотрим, почему же она нам важна в контексте эффективности и мощности двигател€. ј вот почему. –абота в двигателе внутренного сгорани€ совершаетс€ за счет расширени€ рабочего тела, в качестве которого в бензиновых двигател€х выступает топливо-воздушна€ смесь.  ак в школе учили: гор€ща€ смесь расшир€етс€, толка€ при этом поршень, поступательное движение которого превращаетс€ во вращательное движение коленвала. —оответственно, при большей степени сжати€ ход поршн€, в рамках которого смесь может реализовать свой энергетический потенциал, оказываетс€ больше, а следовательно совершаетс€ больше полезной работы. Ќа самом деле это лишь один из факторов, все вместе же они определ€ют термический  ѕƒ — показатель эффективности расширени€ рабочего тела в момент сгорани€. ƒл€ него даже формула есть:

“ермический  ѕƒ = 1 - (1 / степень сжати€) ^ гамма - 1

√де гамма — значени€ некоей дискретной функции, завис€щей от температуры, давлени€ и объема востпламен€емой смеси. ѕроще говор€, набор констант. »так мы видим, что чем больше степень сжати€, тем больше термический  ѕƒ. “акже пон€тно, что это некоторое упрощение, поскольку дл€ получени€ его максимального значени€ нужно подбирать массу параметров, где степень сжати€ лишь один из многих, хоть и важный.  ак говорил владелец одного из автосервисов: «Ќе зр€ двигаетли придумывают люди с двум€ высшими образовани€ми». » правда, не зр€.

Ќу здорово, вроде разобрались: чем больше степень сжати€, тем лучше. “ак давайте просто избавимс€ от камеры сгорани€, подн€в степень сжати€ до небес, и будет нам счастье. ј счасть€ не будет, и вот почему. ƒело в том, что при повышении давлени€ и температуры возникает два непри€тных €влени€: детонаци€ и преждевременное воспламенение. ƒл€ того, чтобы в полной мере их пон€ть, нужно осознать один удивительный факт: топливна€ смесь в ƒ¬— не взрываетс€ — она горит. ѕричем та сама€ гамма, которую мы упоминали выше, зависит и от скорости горени€ и от формы фронта воспламенени€ и от температуры пламени. —корость горени€ должна соотвествовать скорости движени€ поршн€. ‘ронт воспламенени€ должен быть однородным и распростран€тьс€ ровно по ходу поступательного движени€. „ем меньше температура горени€, тем меньше потери на тепловыделение. Ёто все упрощенные за€влени€, но общую суть €влений передают.

¬ернемс€ к детонации и преждевременному воспламенению. ѕреждевременное воспламенение происходит, когда при увеличении давлени€ в смеси она самопроизвольно воспламен€етс€. ѕри этом получаетс€, что часть работы затрачиваетс€ не на то, чтобы толкать поршень, а на то чтобы помешать завершить ему ход фазы сжати€, а та энерги€ расширени€, котора€ еще останетс€ (если останетс€), будет использована крайне неэффективно из-за нерассчетного профил€ фронта горени€.



ƒетонаци€ же — это еще более непри€тный эффект, когда воспламененна€ смесь взрываетс€. “о есть после короткого момента, когда горение распростран€етс€ со скоростью, измер€емой дест€ками сантиметров в секунду, она вдруг увеличиваетс€ в разы. ѕроисходит это под вли€нием и температуры и давлени€, а сам эффект обеспечиваетс€ наличием определенного количества одного из продуктов горени€. Ёффекты от детонации: вместо фронта горени€ получаем ударную волну (в принципе то же самое, но только в разы больше скорость и температура), как следствие — резкое падение термического  ѕƒ и ударные нагрузки на поршневую группу. ј теперь на секундочку представьте, что происходит, если детонаци€ возникает не после поджига смеси свечой, а после самовоспламенени€ — все то же самое, но только против хода поршн€.

¬от и получаетс€, что степень сжати€ можно увеличивать только до тех пор, пока не начнут про€вл€тьс€ описанные эффекты. » тут мы приходим к следующему пон€тию — октановому числу. ќказывает€, у разных видов топлива стойкость к преждевременному воспламенению и детонации различаетс€ (все вместо это называют детонационной стойкостью). ќктановое число как раз и €вл€етс€ показателем этой стойкости. „ем оно выше, тем выше и стойкость. ¬ажно при этом отметить, что в большинстве случаев количество энергии, которую можно высвободить из литра топлива, от октанового числа не зависит.

Ќо давайте от теоретических моментов, которыми можно заполнить несколько томов, обратимс€ к вопросам практическим и рассмотрим описываемые €влени€ через призму повседневности.

ѕервый распространенный вопрос: прогор€т ли клапаны, если залить бензин с большим октановым числом?

ƒействительно, в некоторых случа€х использование бензина с большим октановым числом может привести к прогоранию выпускных клапанов:


ѕрогорание клапанов двигател€

ѕри этом считаетс€, что происходит это из-за большей температуры горени€ смеси с более высоким октановым числом. Ќа самом деле все наоборот. “опливо с большим октановым числом обычно горит с меньшей температурой и медленнее. »з-за скорости горени€ ниже рассчетной может получитьс€ так, что на фазе выпуска через клапан вместо отработанных газов будет выпущена еще гор€ща€ смесь. √ор€ща€ смесь может оказатьс€ и в выпускном коллекторе — тогда пострадает и он. Ќа практике же конструкци€ многих двигателей позвол€ет реализовать потенциал топлива с более высоким октановым числом без ущерба дл€ ресурса.

¬ любом случае, если вы льете бензин, отличный от рекомендованного производителем, вы должны четко понимать физику работы именно вашего мотора — тому, что говор€т в сервисах, верить можно далеко не всегда.

¬опрос номер два: почему при использовании бензина с большим октановым числом на свечах образуетс€ нагар?

ѕерва€ причина €вл€етс€ следствием того, что в –оссии высокооктановые бензины получают исключительно методом добавлени€ присадок. ѕри этом часто получаетс€ так, что дл€ получени€ 95-ого бензина присадки используютс€ менее качественные, чем дл€ 98-ого. “ак что заправившись 95-ым после 92-ого можно получить более ровную работу мотора и нагар на свечах в одном флаконе. ѕон€тно, что тут все зависит от конкретной ј«—.

¬тора€ причина — угол опережени€ зажигани€. ≈сли в вашем двигателе нет системы, котора€ автоматически регулирует угол зажигани€, то залив высокооктановое топливо можно оп€ть же загадить свечи и потер€ть часть мощности.  ак упоминалось выше, высокооктановое топливо горит медленнее, а следовательно дл€ правильного и полного сгорани€ смеси ее поджиг должен осуществл€тьс€ раньше.

¬сЄ ))

Ћовушки мегаполиса дл€ начинающего на Ђтабуреткеї
ѕолезные советы скутеристу
„ертЄж съЄмника вариатора
'“ревожный чемоданчик' скутериста
ѕроблемы со скутером
—ловарь технических терминов
—ловарь скутериста
—тепень сжати€, компресси€ двигател€, и октановое число
ћасло дл€ двух- и четырехтактных двигателей
ћаркировка шин, таблица индексов скорости и нагрузки шин
ќпережение зажигани€ скутера
—хема простейшего коммутатора, без электронного опережени€
 авказский впрыск
Ёлектроскутер ?
»стори€ скутера
—ветодиодна€ подсветка на скутер
Ўлем, очки и контактные линзы
”чебник по выживанию дл€ мотоциклистов




© 2008 - 2015 скутер-клуб scooter-tronix.ru - Tronix Corporation Ltd.  ¬се права сохран€ютс€ —кутер “роникс || –азное || ќбзор сайта || јвтор