Сайт scooter-tronix.ru ориентирован на скутеристов-любителей. Материал сайта понятен и полезен тем, кто только начинает пользоваться скутером и сталкивается со всевозможными вопросами и проблемами в отношении периодического обслуживания, ремонта, устройства скутера. Рано или поздно любой скутерист задумывается и на тему тюнинга своего коня. Если же вы как скутерист уже имеете достаточный опыт, и желаете дополнить этот сайт ценными советами и мыслями, милости просим
поделиться
.
Зазор в клапанах – зазор между штоком клапана и коромысла или между кулачком распредвала и толкателем, в зависимости от конструкции механизма газораспределения. Измерение и регулировка зазоров в клапанном механизме производится при закрытых клапанах на холодном двигателе. Необходимо обеспечить оптимальный зазор в клапанах, поскольку слишком маленький зазор при прогреве двигателя приведет к неполному закрытию клапанов и скорому их прогоранию, а слишком большой зазор будет причиной повышенного шума при работе двигателя. Неправильный зазор также влияет на работу двигателя на холостом ходу.
Заклинивание – заедание двух подвижных частей, вызванное избыточным давлением, температурой или отсутствием смазки, а чаще всего сочетанием этих трех факторов.
Замок (сухарь) – кольцеобразное устройство, обычно состоящее из двух сегментов, для расклинивания детали на стержне, валу, шпинделе и т. д. Применительно к мотоциклам, встречается на клапанах и амортизаторах и позволяет обеспечить самофиксацию опорной тарелки пружины относительно штока амортизатора или стержня клапана.
Зацепление – гибкое резиновое цилиндрическое уплотнение (обычно гофрированное) снаружи телескопических и прочих подвижных соединений, служащее для предохранения сопряженных узлов.
Звездочка – зубчатое колесо, используемо в цепной передаче.
Земля (масса, заземление) – отрицательная клемма батареи или часть возвратной цепи через массу. Соединение с массой или землей. По определению – нулевой потенциал (напряжение).
Зубчатое колесо (шестерня) – деталь, чаще всего круглой формы, с зубьями для передачи вращения ответной шестерне, тех же или отличных форм и размеров.
И
Ibf ft – фунт на фунт. Английская единица измерения крутящего момента.
Ibf in – фунт на дюйм. Английская единица измерения крутящего момента. Используется применительно к узлам, где присутствует очень низкий крутящий момент.
IC – сокращенное название интегральной схемы.
Игольчатый подшипник – подшипник, составленный из множества закаленных роликов небольшого диаметра, обычно разделенных сепаратором. Часто применяется в местах недостаточной смазки.
Изолятор – материал или деталь, снижающие теплопередачу или не проводящие электричество.
Импульс (количество движения, импульс силы) - стремление движущегося объекта продолжать движение.
Инерция – свойство материи, согласно которому она остается неподвижной или совершает равномерное прямолинейное движение до тех пор, пока не будет приложены внешние силы.
К
Калильное зажигание – преждевременное воспламенение смеси, происходящее до появления искры на свече зажигания. Вызвано воспламенением от раскаленных частей камеры сгорания.
Канал – строго говоря, полость или отверстие, но также используется для обозначения продувочного канала в двухтактном двигателе.
Карбюратор – прибор для смешивания топлива с воздухом в соотношении, необходимом для формирования горючей смеси при различных скоростях и нагрузках двигателя.
Карданная передача – способ передачи вращения заднему колесу от трансмиссии.
Картер двигателя в сборе - обозначение составляющих картера двигателя и всех узлов, содержащихся в нем.
Картер (кривошипная камера) – конструктивно-прочный отсек, в котором располагается коленчатый вал. Вне зависимости от количества цилиндров двигателя, в большинстве мотоциклетных конструкции картер выполняется в виде двух незеркальных половин, вместе образующих пару.
Каталитический нейтрализатор – устройство в выпускной системе ряда мотоциклов, которое преобразует некоторые токсичные компоненты отработанных газов в веществе, менее вредные для окружающей среды.
Катающаяся пара – склонность некоторых поршневых двигателей к образованию такого сочетания перемещения П.Д.М., при котором происходит раскачивание машины.
Кик-стартер – рычаг для запуска двигателя, приводимый в действие ногой.
Киловольт – одна тысяча вольт, сокращено обозначается кВ.
Кинетическая энергия – энергия, связанная с движением тела, а не с его положением.
Клапан – устройство, при помощи которого можно управлять расходом жидкости или газа за счет открытия, закрытия или частичного прикрытия подвижным элементом одного или нескольких каналов или отверстий. В головке цилиндра применяются впускные и выпускные клапаны тарельчатого типа.
Клапанный механизм – узлы, представляющие собой механизм привода клапанов.
Клин – заклинивающее устройство. Часто применяется в муфтах стартера.
Клинообразный ремень – гибкий ремень, имеющий клинообразное сечение. Обычно имеет резинотканевую основу.
Коленчатый вал – кованый узел, использующий принцип эксцентрика (кривошипа) для преобразования возвратно-поступательного движения поршня двигателя во вращение.
Колесная база – расстояние между осями переднего и заднего колес.
Коллектор – элемент вращающегося якоря, по которому скользят щетки, позволяющий отбирать электроэнергию, вырабатываемую в якоре.
Колодка – жесткая деталь, служащая для прижатия к другой детали. Иногда, как в случае с тормозными колодками, покрытая фрикционным материалом.
Конденсатор – электрический прибор способный накапливать заряд и очень быстро разряжаться. Способствует уменьшению искрообразования между контактами традиционной (контактной) системы зажигания.
Коническая шестерня – шестерня с наклонными зубьями. Пара таких шестерен позволяет осуществлять привод под углом девяносто градусов.
Конический роликоподшипник – стальные ролики такого подшипника выполняется не цилиндрическими, а коническими, в результате этого такой роликоподшипник может воспринимать не только большую радиальную, но и осевую нагрузку.
Конический штифт – металлический палец, сведенный на конус, устанавливаемый на две (или более) детали до заклинивания в отверстие и фиксации всех деталей между собой.
Контактный прерыватель – электрический коммутатор, обеспечивающий коммутацию тока, создающего поле в первичной обмотке катушки зажигания. При резком прерывании этого тока происходит быстрое нарушение магнитного потока внутри катушки зажигания, приводящее к образованию тока высокого напряжения в ее вторичных обмотках.
Конусность – уменьшение диаметра по мере продвижения по длине детали.
Концентрический – принадлежащий общему центру.
Коренной подшипник – главный подшипник, на котором устанавливается деталь. Однако в основном этот термин используется исключительно для коленчатого вала.
Коробка передач – агрегат, содержащий узлы трансмиссии, который служит для изменения передаточного отношения. Даже тогда, когда вместо шестерен используются короткие цепи и звездочки, а также другие способы изменения передаточного отношения, все еще применяется термин «коробка передач».
Коромысло – деталь, шарнирно закрепленная посередине и передающая воздействие с одного конца на другой во встречном направлении. Коромысла могут передавать как тянущее, так и толкающее воздействие. У некоторых коромысел качающееся движение как таковое отсутствует, при этом они закреплены шарнирно с одного конца и не передают движение во встречном направлении.
Коронное зубчатое колесо – для мотоцикла, у которых привод заднего колеса осуществляется при помощи карданного вала, большее из двух зубчатых колес в паре редуктора. Меньшее называется шестерней.
Косозубые шестерни – зубья косозубых шестерен расположены под небольшим углом к осям вращения. При роботе таких шестерен уровень шума существенно ниже, чем у прямозубых передач. Обычно используются в первичной передачи.
Коэффициент – численное значение, используемое для перевода какого-либо параметра в другую систему.
Крестообразный клапан – вращающийся клапан, который располагается над цилиндром и управляет как процессом выпуска обработанных газов, так и впускном свежей смеси в четырехтактном цикле. Позволяет достигать высоких степеней сжатия, обеспечивает превосходный расход горючего и хорошую детонационоустойчивость.
Крыльчатка – приводное устройство, обеспечивающее циркуляцию охлаждающей жидкости через двигатель и радиатор для усиления естественного термосифонного эффекта. Обычно представляет собой насос центробежного типа.
Кулачковый (копирный) диск – плоская или слегка изогнутая пластина с пазами, в которых могут перемешиваться шрифты для преобразования вращательного движения в поступальное, например, для привода механизма переключения передач (по такому принципу выполнены вилки и диск переключения передач, при помощи которых изменяют передаточное отношение коробки передач).
Л
LCD – сокращенное обозначение жидкокристаллического индикатора (ЖКИ)
LED – сокращенное название светодиода.
LT (низковольтный) – термин, применяющийся по отношению к электрической цепи от источника питания до первичной обмотки катушки зажигания.
Лепестковый клапан – клапан, функционирующий подобно лепестку, который открывается и закрывается под воздействием давления. Сохраняет работоспособность при крайне высоких скоростях.
Литраж – объем двигателя, или объем, вытесняемый поршнем.
Лямбда зонд – датчик, устанавливаемый в выпускную систему для измерения содержания кислорода в отработанных газах (коэффициента избытка воздуха).
Люфт – величина перемешивания между узлами, находящимися в зацеплении, когда один из них зафиксирован. Обычно используется в отношении зубьев шестерен.